?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

ИСИДА И АЛХИМИЯ...

Во времена Римской империи Исида приобрела широкую известность в качестве покровительницы алхимии. Физическое и духовное преображение с помощью алхимии стало одним из ее аспектов. Ее благожелательное отношение к Александрии, которая была ведущим научным центром во времена Древнего Рима, несомненно, упрочило ее репутацию богини, искусной в алхимии и других науках.
Соединение Исиды и алхимии, преследовавшей двоякую цель (получение философского камня и достижение бессмертия), произошло естественным образом. В мифах об Исиде она воскрешает своего мужа Осириса и создает процедуру мумификации. Слава чародейки, сумевшей завладеть тайным именем Ра, а также заслуги Исиды во врачевании и изобретении лекарств — все это заставило алхимиков обратить на нее самое пристальное внимание.
Читая увлекательный документ, где Исида наставляет своего сына Гора в искусстве алхимии, мы получаем некоторое представление о том, как высоко ценили Исиду ранние алхимики. В этом и в других документах, тщательно охраняемых и передаваемых от учителя к ученику, сохранилась память о великой богине. Возможно, они даже сыграли определенную роль в развитии темы рыцарской любви, поскольку алхимическая символика часто выражалась в эротических и романтических терминах.
Сохранение этих манускриптов также способствовало возникновению идеи равноправия мужчин и женщин; есть много исторических свидетельств о выдающихся женщинах-алхимиках того времени. Некоторые их имена дошли до нас. Одна из этих женщин взяла имя Клеопатры в честь египетской царицы и оставила потомкам знаменитый символ Уробороса — змеи, кусающей собственный хвост, — который часто можно видеть во всем, что связано с медициной.
Другая женщина-алхимик, Мария Египетская, работала с Зосимой, знаменитым алхимиком из Панополиса, который написал 28-томную «Энциклопедию алхимии». Даже в период средневековья мужчины-алхимики часто брали ассистенток, чье присутствие считалось необходимым для успешного завершения некоторых экспериментов. Один автор полагает, что преследуемые инквизицией ведьмы нередко находили убежище у алхимиков, которые не подвергались таким сильным гонениям и уважали знания женщин о лекарственных травах, мазях и эликсирах.
Слово «алхимия», как и более поздний термин «химия», происходит от арабского названия Египта — Аль Кем, или Черная Земля. Этой «черной землей» был плодородный темный ил, в изобилии поставляемый ежегодными разливами Нила. С древнейших времен Египет считался родиной алхимической практики и философии. Тота, наряду с Исидой, называли божественным покровителем алхимиков.
Алхимия связана с превращениями, поэтому результаты алхимических опытов иногда кажутся волшебством. Ее можно назвать магическим элементом науки, изменяющим не только предмет исследования, но и личность самого исследователя. Для занятий алхимией человеку не хватает одной жизни; мастерство достигается лишь после многих телесных воплощений.
Из «Кодекса Марциана» мы узнаем о существовании любопытного документа, озаглавленного «От пророчицы Исиды ее сыну Гору», где описано одно из приключений богини. Рассказ ведется от первого лица: Исида пересказывает историю своему сыну. Она объясняет, что в то время, когда Гор пошел воевать со злокозненным Сетом за царство своего отца, она отправилась в Горманути, священный город Тота и столицу алхимиков того времени.
По словам Исиды, ангел, «обитающий в первом своде небес», заметил ее, воспылал страстью и приблизился к ней, стремясь немедленно удовлетворить свое желание. Исида отказала ему, так как хотела сначала расспросить о методах изготовления золота и серебра. Это охладило пыл ангела, который, очевидно, не мог или не хотел отвечать на вопросы, поэтому он оставил в покое Исиду до следующего дня, когда должен был появиться более великий ангел, по имени Амнаэль. Первый ангел сообщил Исиде, что Амнаэля можно узнать по керамическому сосуду со светящейся водой, который он носит на голове (интересная деталь, поскольку сосуд с водой на голове был символом Осириса и его носили жрецы во время храмовых процессий).
На следующий день появился Амнаэль, который тоже был охвачен пламенным желанием соединиться с Исидой. Однако Исида твердо настаивала на том, чтобы он ответил на ее вопросы. В конце концов ангел явил ей свой знак (сосуд со светящейся водой) и поведал свои секреты. В тексте указано, что он поступил так дважды — возможно, вторая встреча была продолжением первой.
Амнаэль заставил Исиду поклясться великой клятвой в том, что она не откроет это знание никому, кроме своего сына Гора, а также своего ближайшего друга, хотя двусмысленное построение фразы позволяет предположить, что он снова имеет в виду Гора.
Потом Амнаэль произнес заключительную фразу: «Итак, ты стала мною, а я стал тобою». Иными словами, они стали тождественны друг ДРУГУ, поделившись своим знанием.
В следующем разделе «Кодекса Марциана» мы неожиданно видим пасторальную сцену: Исида приказывает Гору отправляться в поле и спросить у пастыря Ахерона: «Кто сеятель, а кто жнец? Чтобы тот, кто посеял ячмень, собрал ячмень, а тот, кто посеял пшено, собрал пшено». Далее Исида развивает эту тему и говорит своему сыну, что человек способен породить только человека, лев — льва, а собака — собаку. Она добавляет, что все противоречащее этому есть чудо и не может продолжаться долго, «ибо природа общего неизменна и возобладает над изменчивой природой частного». Затем Исида еще раз повторяет, что зерно порождает зерно, человек порождает человека, а золото порождает золото.
Далее следует сложный алхимический рецепт, целью которого, возможно является изготовление «философского камня», который превращает любое вещество в золото. Исида заканчивает этот раздел следующими словами: «Теперь познай тайну, сын мой, и вкуси сего эликсира».</lj-cur>

Комментарии

( 2 комментария — Оставить комментарий )
var_r_r
3 апр, 2011 18:10 (UTC)
Круто!
inity
12 окт, 2012 18:15 (UTC)
Другая женщина-алхимик, Мария Египетская, работала с Зосимой,

Простите, но вы наверное путаете Марию Иудейку с Теосабеей (Теосевией), сестрой Зосимы.
Мария Иудейка жила задолго до Зосимы, примерно в 200 г. до н.э. При этом сам Зосима вообще величал ее сестрой пророка Моисея. Они никак не могли быть современниками.

Мария Иудейка была изобретательницей водяной бани, многих алхимических устройств и даже считается первооткрывательницей соляной кислоты. Но жила она гораздо раньше Зосимы (Зосима творил в 250-300 г. н.э., то есть уже в христианское время.)

Не могла удержаться, не откомментировав пост, пусть он и старый. Только что читала лекцию про Александрийскую алхимию и не могла не поправить ошибку.

С уважением.
Не так много людей читают кодекс Марциана =)
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com