Olivier (ars_vivendi_888) wrote,
Olivier
ars_vivendi_888

Посмертие РИ Нуменор-2012.


Расставание

Мертвого Привратник приводит к костру. Привратник говорит мертвому, что пришло его время отправится в путешествие, и сейчас оно начнется, начнется с подготовки к дороге. Привратник смывает посмертные знаки, все без исключения (и дунадан и средиземец) снимают с себя наиболее яркие маркеры рода, нации, племени. Раздевать человека по жизни не обязательно – важна символичность этого действа!
Место у костра оформлено, как Хранилище Сказок: вокруг развешаны свитки с чужими историями (сделаем полсотни свитков с короткими историями из Толкина: от кусков из «Сильмариллиона» до баллад, с мифами, подходящими по духу европейскими сказками и т.д.) Также у костра есть чистая бумага и перья – для желающих. У костра сидит Хранитель. Он говорит о том, что в дорогу отправляются, только отбросив весь мешающий груз в виде прошлого и памяти, но сначала эту память надо сохранить. Каждый должен доверить свою историю Огню. Все во главе с Хранителем сидят кругом вокруг костра (система позволяет приводить туда новых людей в почти неограниченном количестве). Каждый по очереди должен рассказать Огню свою Историю – эпизод из своей жизни, который его наиболее ярко характеризует. По стилю все это напоминает сказки на привале, общий разговор в дороге, когда один рассказывает, а все слушают. Хранитель записывает на бумагу имя человека и его основной девиз. Потом эту бумагу отдают самому мертвому.
После того, как история рассказана – пришло время лишиться памяти и отпустить себя. Хранитель подает человеку Хлеб Мертвых и Воду Мертвых. После этого нужно бросить в костер свою бумажку, на которой Хранитель записал твою историю: «Душа вместе с дымом уходит из мира, никто не знает, куда она идет, но огонь рождает новые жизни, и можно увидеть их отблески в пламени». Человек взамен сожженной получает чистую бумажку: просто лист работы Ниггля, на котором нет ничего, кроме изображения древесного листа.

Рефлексия.

Людей с завязанными глазами приводят в место, оформленное под университетскую аудиторию. Пока они идут – звучит Реквием, пение латинских псалмов и т.д.
Аудитория – Оксфорд, 1973 год, на стене портрет Толкина в траурной рамке. Опознавательные маркеры времени и пространства: газета, календарь и т.д. (возможно, успею сделать запись радионовостей).
Два профессора-оппонента спорят о какой-либо проблеме из произведений Толкина. Актуальность проблемы – в зависимости от контингента пришедших в посмертие (для адунаим: «почему пал Нуменор?» «Ар-Фаразон и Саурон», «эльфы и адунаим» и т.д. Для средиземцев тоже разное, в зависимости от народности…).
В какой-то момент профессора обращаются к пришедшим, как к студентам, втягивая их в дискуссию и обсуждение: «А что думаете об этом вы. Мистер Смит…» и в таком же духе. Могут просто спрашивать мнение, могут фактически заставить студентов говорить от лица героев Толкина, чтобы объяснить и понять мотивации. Если понятно, что аудиторию цепляет конкретная тема – модно переходить на нее, можно вообще обсуждать Третью Эпоху и Арагорна, как потомка королей Нуменора.
Задача этого – уже не личная рефлексия, а подъем над ситуацией, взгляд на происходящее на полигоне, как на текст.
Профессора регулируют спор с точки зрения тайминга, не дают ему скатиться в пустой треп. В идеале все это длится академический час – 40 минут, если людей много.
По финалу наиболее отличившимся студентам можно предложить поступление в аспирантуру :-)
Для пришедших в мертвятник второй раз: после лекции (или вместо нее) – экзамен. Напечатаем билеты с задорными вопросами по Толкину, предполагающими творческий ответ )))

Все идут к выходу. По дороге – смотрят развешанную на стенах «выставку студенческих работ по произведениям Толкина» - это сказочные карты Таро (но не очевидные), сделанные специально для игры. Каждому предлагается проголосовать за наиболее понравившуюся работу и записать номер на свой чистый лист.

Все выходят через вторую «дверь» аудитории, где проходят мимо могилы Толкина и его супруги, могилы с надписью «Берен и Лютиэнь»….

После этого – идут перегружаться на вторую роль. Основа для характера – выбранная карточка.



1. Про саморегуляцию и адекватность модели.
Основные опорные точки сохранились.
Но по итогам система отрегулировала сама себя. Все лишнее, не относящееся к сути отпало. Так, в Средиземском мертвятнике не пошла идея с водой и хлебом. На обеих берегах не случилось выставки и карточек (хот картинки были - спасибо Асте!) Лист бумаги остался только один - его выдавал Привратник, на нем мертвый сам записывал свое имя, этот же лист потом и сгорал в огне.
Словом, после суток обкатки системы остался костяк, чужеродные напластования отшелушились.
2. Про пропускную способность.
С этим мы справились, работа не тормозила. Когда система пошла, стало очевидно, что есть два варианта: посмертие для одного и для группы. Отличие только в том, что один человек проходит первый скрипт в формате близком к исповеди, а когда у костра сидит группа, задача Сказочника - модерировать разговоры и истории умерших душ между собой. Примерно та же история с поправкой на стилистику: в Оксфорде. Когда приходил один человек - разговор оформлялся как "беседа о вашей курсовой работе о падении Нуменора", сдача экзамена в неурочное время и т.д. При явлении группы: семинар, где опять-таки профессору было важно запустить и нащупать такую тему/точку/вопрос, который задевает студентов, и они начинают самостоятельный диспут.
Итого: два формата работы. Не знаю. какой легче. С одной стороны, с человеком индивидуально работать проще. С другой: компания людей при правильном запуске вопросов развлекает себя сама.
3. Про свободу системы.
Каждый игротехник так или иначе меняет систему под себя. При всем желании нельзя - и слава Богу! - получить абсолютно одинаковых Сказочника, Привратника, и Профессоров. Первое время я впадал в нервную дрожь, слыша меняющиеся формулировки, меня колотил страх, что искаженная система сломается и начнет работать на поражение. Потом на меня снизошли благодать и спокойствие. Я верил, что люди, которые пришли игротешить в проект, не продолбают самого важного, а нюансы переживаемы. Наверное, это вопрос командной работы и очередной урок доверия, за что спасибо мирозданию. Самое главное, что по итогам мы все работали на одну контору!
4. Про контору, на которую мы работали.
Ничто не вызывало такого смущения и местами ужаса студентов, как предложение поговорить о мире Толкина в контексте христианства. Я поднимал эту тему с осторожностью, только если чувствовал, что среди студентов хотя бы один готов воспринять эту тему для беседы. Таких, к слову, было немало. Но общая паника была. Я не знаю чем именно это вызвано. Старался быть максимально корректным. Но до сих пор считаю, что напоминать и говорить об этом стоило и стоит. Здесь не имеют значения личные религиозные и мировоззренческие позиции игрока а тем более персонажа, здесь имеет смысл вспомнить о том, на что опирался и во что верил Автор.
5. Про опасное.
Я про воспроизведение "могилы Толкина". Честно ждал во время игры воплей: "Негодяи! Вы похоронили Профессора!" Но таких выходов было на удивление немного. Важно было то, что профессора говорили у плиты: "Можно называть это место точкой упокоения, а можно - этапом Дороги, по которой ушли автор Текста и его возлюбленная, просто мы не можем дальше следить за их путем, теряющимся в тумане...".
Финальная встреча с Автором - логичный в смысле драматургической структуры финал для работы с текстом.
Кстати. В Нуменоре плиту смыло волной в первый же день работы посмертия. Так что плита была на полигоне только одна: в Средиземье. Система в очередной раз сохранила и сбалансировала сама себя.




- Грехопадение Нуменора: почему происходит потоп? В какой момент Нуменор погубил сам себя? На чем сыграл Саурон? (использование расстановки с вовлечением студентов). Вопрос гордыни.

- Фигура Истинного Короля. Арагорн, как потомок королей Нуменора, вопрос наследования. Культурный контекст: король Артур и т.д. Становление Короля, испытания, безымянность, дорога мертвых. Что ждет Средиземье в эпоху людей?

- Смерть в пространстве Толкина. Небытия нет. Смерть для эльфов. Смерть для людей. Почему эльдар привязаны к этому миру, что для них смерть? Почему для людей смерть – не наказание, а дар валар? Страх смерти – что он из себя представляет (на примере Нуменора)?

- Люди и эльфы: что они дают друг другу? Любовь и дружба. Гордыня и зависть. Почему в конце 3 Эпохи именно людям оставлено Средиземье?

- Вопрос судьбы в пространстве Толкина. Пророчества и предназначение. Выбор и свободная воля. За кем остается окончательное решение? Можно ли преодолеть Рок (в античном понимании этого термина), и если да, то – как? Столкновение языческого и христианского понимания. История Финрода.

- Мифология божественного. Валар: 15 божественных архетипов. Ассоциации с известными мифологическими образами. Культурный контекст. Фигура Эру Единого. Миф творения, как Музыка.

- Архетип героя в мире Толкина. От Нолофинвэ до Сэма Гэмджи. Определение понятия «герой». Вопрос предназначения и выбора. Эльфийский героизм величия. Человеческий героизм: «маленький хоббит в большом-большом мире».


Еще раз спасибо всем, кто делал со мной эту систему, кто просто был рядом, и игрокам, для которых все это и затевалось.
Tags: Нуменор, РИ, Церковь, внутренний монах, мастерское, постмодерняга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments